Методические указания, ПО ДЕЗИНФЕКЦИИ САНИТАРНОГО АВТОТРАНСПОРТА

УТВЕРЖДАЮ
Начальник
Главного санитарно —
эпидемиологического управления
Минздрава СССР
А.ПАВЛОВ
6 января 1970 г. N 835-70

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ДЕЗИНФЕКЦИИ САНИТАРНОГО АВТОТРАНСПОРТА
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая инструкция предназначена для работников санитарно — противоэпидемических и лечебно — профилактических учреждений.
2. Санитарный автотранспорт, перевозящий инфекционных больных, считают зараженным вегетативными или споровыми формами микроорганизмов. Поэтому его обязательно обеззараживают как в летних, так и в зимних условиях. Кроме того, в особых условиях санитарный транспорт может быть заражен и снаружи. В этом случае машину обрабатывают целиком (наружные и внутренние поверхности).
3. Дезинфекцию транспорта проводит обслуживающий персонал инфекционной больницы (отделения) или дезинфекционная станция, о чем составляют соответствующий документ.
4. Обеззараживание транспорта проводят в санитарном шлюзе, при отсутствии последнего — на специально оборудованной площадке, имеющей сток для смывных вод.
5. Для дезинфекции транспорта применяют влажно — механический и аэрозольный методы.

II. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ДЕЗИНФЕКЦИИ ТРАНСПОРТА

А. Влажно — механический метод

6. Влажно — механический метод дезинфекции санитарного автотранспорта осуществляют с помощью гидропульта, автомакса и другой аппаратуры, дающей крупнокапельный распыл дезинфицирующего раствора.
7. Обработку машины начинают с наружной части двери, затем орошают пол, потолок, носилки, стены и вторично пол.
8. Орошение машины производят из расчета 300 мл/кв. м жидкости, при этом следят за равномерным покрытием дезинфицирующим раствором всех поверхностей, обращая особое внимание на загрязненные участки (пол, носилки и т.д.).
Примечание. При наличии в машине выделений больного их обеззараживают на месте. Если имеется приемник с выделениями, то его помещают в емкость большего размера и обеззараживают в этой емкости по режимам, рекомендованным для данного вида инфекции.
9. Во избежание коррозии металлических частей машины последние после обработки протирают сухой чистой ветошью.
10. В качестве дезинфицирующих средств в условиях положительных температур применяют хлорсодержащие, фенолпроизводные препараты, четвертично — аммониевые соединения, перекись водорода с моющими средствами в концентрациях, в зависимости от вида возбудителя (табл. 1).
11. В условиях отрицательных температур для дезинфекции транспорта используют горячие растворы дезинфектантов или дезинфицирующие средства с антифризами (табл. 2).
Примечание. При наличии отстойников на приспособленных площадках для обеззараживания транспорта применяют горячие растворы моющих средств или мыльно — содовые растворы с последующим обеззараживанием смывных вод.
12. В особых случаях для обеспечения быстрого и поточного процесса обеззараживания машины снаружи и внутри приспосабливают (без нарушения технологии) городские, стационарные моющие установки, последовательно подключая в систему мойки дозирующий бак с дезинфектантом.

Б. Аэрозольный метод

13. Наиболее щадящим методом обеззараживания санитарного транспорта является аэрозольный метод, позволяющий за счет высокодисперсного распыла снизить расход дезинфицирующего раствора при минимальной затрате труда.
14. В качестве источника аэрозолей могут быть использованы аэрозольные насадки (форсунка низкого давления, аэрозольная турбулирующая насадка и др.), а также аэрозольный генератор АГП.
15. При применении малопроизводительных генераторов для обработки машин их помещают внутрь машины, плотно закрывая двери и окна.
16. Генераторы с большой производительностью (АГП) позволяют обеззараживать одновременно несколько машин, которые устанавливают в относительно герметичное помещение (санитарный шлюз, гараж, временно приспособленные палатки и т.д.). Для свободного доступа аэрозолей перед туманопуском открывают двери машин и поднимают капот.
17. В качестве дезинфектантов при аэрозольном методе используют водные растворы двутретьосновной соли гипохлорита кальция (ДТС ГК), формальдегида и перекиси водорода (табл. 3).

III. АППАРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ ТРАНСПОРТА

18. Для обеззараживания транспорта применяют:
а) Гидропульт ГС-3
1. Производительность при диаметре сопла 2 мм — 1,3 л/мин.
2. Длина струи до 2,5 м.
3. Диаметр капель в зависимости от расстояния 122-306 микрон.
4. Вес со шлангом — 1,2 кг.
б) Автомакс
1. Производительность при изменении давления от 1 до 6 атм 600-1400 мл/мин.
2. Длина струи при давлении 1-6 атм 2,7-3,6 м.
3. Диаметр капель при давлении 6 атм и в зависимости от расстояния равен 24,8-356,8 микрон.
4. Вес (сухой) — 8 кг.
в) Пневматическая вихревая аэрозольная насадка (ПВАН)
1. Производительность 0,2 л/мин. при давлении 4 атм.
2. Диаметр факела на расстоянии 1 м — 1 м.
3. Длина факела — 8 м.
4. Весовой медианный диаметр капель — 25-30 микрон.
г) Турбулирующая аэрозольная насадка
1. Производительность 0,4 л/мин. при давлении 4 ати.
2. Диаметр факела на расстоянии 1 м — 0,5 м.
3. Длина факела — 6 м.
4. Весовой медианный диаметр капель — 25-30 микрон.

Примечание. По пп. В и Г:
Для питания форсунок сжатым воздухом используют компрессор производительностью не менее 30 куб. м/час. при рабочем давлении 3-4 ати.

д) Аэрозольный генератор переносной АГП
1. Производительность — 200 л/час.
2. Расход бензина — 15 л/час.
3. Вес (сухой) — 50 кг.
4. Габариты:
а) длина — 1115 мм,
б) ширина — 510 мм,
в) высота — 585 мм.

Таблица 1

РЕЖИМЫ
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ САНИТАРНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ

——————T——————T—————T————-¬
¦Виды микробного ¦ Дезинфектант ¦Концентрация ¦ Экспозиция ¦
¦ заражения ¦ ¦в весовых %% ¦ в минутах ¦
+—————-+——————+—————+————-+
¦Вегетативные ¦Хлорамин ¦ 1 ¦ 30 ¦
¦микроорганизмы +——————+—————+————-+
¦ ¦ДТС ГК ¦ 0,5 ¦ 30 ¦
¦ +——————+—————+————-+
¦ ¦Сульфохлорантин ¦ 0,1 ¦ 30 ¦
¦ +——————+—————+————-+
¦ ¦Хлорбетанафтол ¦ 0,5 ¦ 30 ¦
¦ +——————+—————+————-+
¦ ¦Лизол ¦ 3,0 ¦ 30 ¦
¦ +——————+—————+————-+
¦ ¦Перекись водорода ¦ 3 ¦ 30 ¦
¦ +——————+—————+————-+
¦ ¦Формальдегид ¦ 3 ¦ 30 ¦
+—————-+——————+—————+————-+
¦Спорообразующие ¦ДТС ГК ¦ 10 ¦ 60 ¦
¦микроорганизмы +——————+—————+————-+
¦ ¦Перекись водорода ¦ 6 ¦ 60 ¦
L—————-+——————+—————+—————

Таблица 2

РЕЖИМЫ
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ САНИТАРНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ (0-25 ГРАД.)

——————T——————T—————T————-¬
¦Виды микробного ¦ Дезинфектант ¦Концентрация ¦ Экспозиция ¦
¦ заражения ¦ ¦в весовых %% ¦ в минутах ¦
+—————-+——————+—————+————-+
¦Вегетативные ¦ДТС ГК с поварен-¦ 5 ¦ 30 ¦
¦микроорганизмы ¦ной солью ¦ 15 ¦ ¦
¦ +——————+—————+————-+
¦ ¦Перекись водорода ¦ 3 ¦ 30 ¦
¦ ¦с моющим средством¦ 0,5 ¦ ¦
+—————-+——————+—————+————-+
¦Спорообразующие ¦ДТС ГК с поварен-¦ 10 ¦ ¦
¦микроорганизмы ¦ной солью ¦ 15 ¦ 30 ¦
¦ +——————+—————+————-+
¦ ¦Перекись водорода ¦ 6 ¦ ¦
¦ ¦с моющим средством¦ 0,5 ¦ 30 ¦
L—————-+——————+—————+—————

Примечание. Комплекс перекиси водорода с моющим средством применяют при температуре раствора не ниже 50 град. С.

Таблица 3

РЕЖИМЫ
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ САНИТАРНОГО ТРАНСПОРТА
АЭРОЗОЛЬНЫМ МЕТОДОМ

—————-T————T————T————-T———¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦активно-дей-¦Норма расхода¦ ¦
¦Виды микробного¦ ¦ствующего ¦ рабочего ¦Экспози-¦
¦ заражения ¦Дезинфектант¦вещества в ¦ раствора, ¦ция, в ¦
¦ ¦ ¦рабочем ра- ¦ в мл/куб. м ¦минутах ¦
¦ ¦ ¦створе,в ве-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦совых %% ¦ ¦ ¦
+—————+————+————+————-+———+
¦Вегетативные ¦ДТС ГК ¦ 5 ¦ 100 ¦ 60 ¦
¦микроорганизмы +————+————+————-+———+
¦ ¦Перекись ¦ 6 ¦ 400 ¦ 30 ¦
¦ ¦водорода ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +————+————+————-+———+
¦ ¦Формальдегид¦ 10 ¦ 200 ¦ 30 ¦
¦ ¦ ¦ 20 ¦ 100 ¦ 30 ¦
+—————+————+————+————-+———+
¦Спорообразующие¦Перекись ¦ 10 ¦ 400 ¦ 30 ¦
¦микроорганизмы ¦водорода ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +————+————+————-+———+
¦ ¦Формальдегид¦ 20 ¦ 200 ¦ 30 ¦
L—————+————+————+————-+———
——————————————————————